Искусство жить

17 октября 2011 | Просмотров: 7556 | Практика
С.Катцина КРОСС Красноярск.

Искусство жить.

 

Как и в других искусствах, в искусстве жить совершенство пропорционально знанию теории, а также умению и опыту.        

        Опыт и умение со временем нарабатываются? Да. Знания приобретаются? Тоже.  

Следовательно, чем дольше человек живет, тем более искусным он должен становиться в этом деле – то есть в искусстве жить.  

        Почему тогда сплошь и рядом в жизни мы встречаем обратное?  Чем человек старше, тем  все хуже и хуже ему живется: на работе – застой, семья распадается, дети «отбиваются от рук».   Отчего так происходит? Оттого, по мнению Фромма, что зачастую человек даже не пытается осмыслить свою жизнь, узнать законы, в соответствии с которыми она устроена.  Между тем, эти законы давно сформулированы специальной наукой – этикой, которой и посвящена настоящая статья. Она написана по материалам книги Эриха Фромма «Человек для себя».

        Рассуждая о науке жить, в первую очередь сформулируем цель науки.  Например, если у медицины, как науки, цель – вылечить больного, то у науки жить – цель выжить.  Желание жить – врожденное желание каждого организма, и человек не может не хотеть жить. Хотя ему может нравиться об этом думать - о том, что он не хочет жить. Но на самом деле выбор между жизнью и смертью  является скорее мнимым, чем реальным.  А реальный выбор – это выбор между хорошей жизнью и плохой.  Согласны ли вы с тем, что при хорошей жизни никто не будет мечтать о смерти?   

       Но если  мы согласимся с тем, что «быть живым» - это цель, то давайте подумаем, что это значит – «быть живым»?

        Понятие «быть живым» - это понятие не статическое, а динамическое.  То есть быть живым можно только в движении. А движение может быть хаотичным или направленным.   Как думаете, жизнь – это направленное движение или нет? Если считаете, что хаотичное, то дальше можно не читать. А если направлено, то куда?

        По мнению Фромма  цель, которой направлена жизнь человека – это стать собой, или, другими словами, развить потенциально заложенные в нем способности.             

         Мое и ваше  физическое рождение произошло без участия нашего сознания - в результате слияния двух клеток (яйцеклетки и сперматозоида), их дальнейшего деления и прочих физиологических процессов.  А что с духовными способностями? Могут ли они также развиться без моего сознательного участия?   Фромм полагает, что нет.  Если я свою жизнь не буду проживать осознанно, то она на духовном уровне так никогда и не состоится, останется непрожитой.

        Тогда как можно состояться, как быть живым? Через плодотворность.  Плодотворность – это не способность иметь детей, как многие считают. Это  способность человека создать себя, использовать свои силы для раскрытия  заложенного  при зачатии потенциала.

       Фромм подчеркивает в этом определении, что человек должен полагаться на свои силы. Чтобы использовать в полной мере свои силы,  он должен быть  свободен и независим от чего-то или кого-то, кто его контролирует.  А от чего может зависеть человек? То, что химическая зависимость типа алкоголя и  наркотиков  блокирует силы человека – это понятно и можно не обсуждать. Зависимость от родителей, детей, супруга, начальников тоже достаточно очевидна. Но Фромм  под свободой понимает не только независимость от какого-то конкретного человека, но и от анонимного авторитета. Анонимный авторитет - это расхожие взгляды, суждения, правила – все то, что относится к  общественному мнению. И если вам то, что «будет говорить княгиня Марья Алексеевна», важнее, чем собственные потребности, то реализовать свой потенциал вряд ли удастся. 

        Скажите, а под влиянием эмоций человек может выбирать как ему действовать или его «несет»? Правильно, человек во власти эмоций тоже несвободен.  Свободным выбором можно считать только те решения, которые принимаются не под влиянием эмоций, а на основе мышления.

        Итак,  если   свобода - одно из обязательных условий плодотворности, то получается  для того, чтобы быть плодотворным, или быть живым, мне надо во-первых, освобождаться, и, во-вторых,  развивать мышление.

         И все? А как же лень?       А лень – это следствие несвободы. Если человек  вынуждено активен, если он постоянно принуждает себя, то лень будет его постоянным спутником. Как только прекратил себя принуждать, так даже с места двинуться не может. Оба эти явления: и лень и принуждение имеют одну причину - отсутствие плодотворности. Посмотрите на здоровых младенцев. Они не знают лени. Дети очень активны, но это результат их внутренней потребности, а не внешнего принуждения. 

         Плодотворность внутренне присуща природе человека, а миф о его ленивой природе, по мнению Фромма, выдуман. И выдуман он для того, чтобы оправдать эксплуатацию. Если человек по природе ленив, то принуждение его к деятельности оправдано.  А ведь на принуждении строится  очень многое в школе, да и в семье тоже. Поэтому им просто необходим  миф о ленивых учениках.

       Итак, подведем итог наших рассуждений. Цель человека, с точки зрения  Эриха Фромма, – быть живым. А это значит быть плодотворным. Плодотворность означает  реализацию человеком заложенных в нем Богом или природой потенциальных сил. Необходимые условия для этого – освобождение от зависимостей и развитие мышления.

       Это как раз то, чем мы занимаемся на наших групповых занятиях.

© Светлана Катцина.

При копировании текста ссылка на источник обязательна.