Ребенок - users manual или инструкция по эксплуатации

15 февраля 2013 | Просмотров: 4455 | Практика
КРОСС-КЛУБ г. Красноярск

Предисловие

 

            Инженер-программист Сергей пришел на занятия КРОСС-клуба около полутора лет назад. Его привели к нам проблемы личного характера – жена уехала в другой город к родителям, забрав с собой маленькую дочку. В пустой квартире было одиноко до слез. Чувство одиночества усугублялось ещё тем, что Сергей родом из другого города и в Красноярск переехал не так давно.

            К счастью, помогли книги М.Е. Литвака, к которым обратился Сергей. Книги подсказали ему и путь в КРОСС-клуб. Психологическая подготовка постепенно позволила Сергею расширить круг общения, а потом и наладить личную жизнь.

            Так сложилось, что сейчас ему частенько приходится общаться с грудным младенцем – девочке всего девять месяцев. В ходе общения с ней Сергей с удивлением обнаружил, что освоенные в клубе приемы и навыки очень помогают в установлении дружеских отношений в том числе и с грудничками. Хотя стоит ли удивляться? Младенцы очень чутко воспринимают отношение окружающих. И психологически зрелому человеку не составит труда при желании наладить с ними контакт.

            Поскольку Сергей, как программист, любит четкие алгоритмы, он описал свой опыт в настоящей «Инструкции по эксплуатации».

 

Светлана Катцина (преподаватель КРОСС-клуба)

 

Ребенок - users manual или инструкция по эксплуатации.

 

КРОСС г. Красноярск Астафуров С. В.

 

Немного о себе. Мне 32 года. Работаю начальником отдела ИТ в кредитной организации. Увлекся книгами М.Е. Литвака и практической психологией в связи с проблемами в личной жизни. В результате применения моих новых развивающихся навыков родилась эта статья.

 

Про методику разговоров с детьми. Мои наблюдения и опыт.

 

Соня интересный и замечательный ребенок ей всего девять месяцев. Она помогает мне учиться общению.

Я научился интересным навыкам. Я понял, что ребенок это такой же партнер по общению, как и любой другой собеседник, будь он хоть маленькое дитя или старик, подросток или пожилой человек, мужчина или женщина, девочка или мальчик. Критерий один - Вы партнеры, а это значит равноправные отношения, а значит необходимо стремиться к достижению равноправных отношений.

В данной инструкции я предлагаю рассматривать ситуации, когда я не занимаюсь своими делами и уже провел диагностику.

 

Ключевые критерии общения:

 

1. Доверие.

Доверие - ключевой фактор в разговоре.

Важно, чтобы ребенок доверял собеседнику. Для это необходимо разговаривать с ним на одном уровне. Дать понять, что ты такой же человек как и он, что вы равны. Для этого необходимо, чтобы линия глаз находилась приблизительно на одном уровне с линий глаз ребенка. В моем случае я стараюсь чаще опускаться на пол и реже брать на руки и поднимать на уровень, где находится моя линия глаз. 

При таком подходе маленький человек будет считать тебя своим другом. В технике общения этот метод называется активное слушание.

 

2. Мимика и положение тела.

Важно показать свое расположение к общению. Для этого необходимо, чтобы мышцы лица были расслаблены, глаза широко открыты, на лице улыбка. Расположиться необходимо так, чтобы не было скрещенных рук и ног. Таким образом видя ваше расположение к нему ребенок будет спокоен.

 

3. Интонация.

Интонация в голосе должна быть, как при разговоре с хорошим другом, коллегой. Недопустимы нотки негативных эмоций в голосе, обиды, обвинения, досады, родительский поучающий тон.

Из трансактного анализа известны три основных эго состояния:

1. Родитель. 2. Взрослый. 3. Дитя.

Обращаясь с родительской позиции к ребенку наш тон обычно меняется и в голосе присутствуют вышеуказанные нотки обиды, обвинения, досады, поучений.

Думаю со мной многие согласятся, что положение в данном случае неравное.

 

4. Внимание.

Важно называть ребенка по Имени обращаясь к нему. Ребенку будет понятно, что обращаются именно к нему, а значит считаются с его мнением и Ваше внимание полностью уделено собеседнику. Зачастую мы обращаемся к ребенку, когда он кричит. В данном случае, я считаю, что прежде всего необходимо успокоить ребенка. Раз ребенок кричит, то зачем-то он хочет, чтобы его услышали. Я поступал так:

Соня кричит.

Я обращаюсь к ней, стараясь придерживаться критериев: - Да, Соня. Я тебя слышу.

И повторяю эту фразу до тех пор пока ребенок не обратит внимание, обычно трех-четырех раз достаточно. 

Я считаю, что дети очень логичные существа, поэтому логично не кричать если тебя слышат!?

В этом случае важно провести диагностику, поскольку ребенок может кричать, когда прижмет палец и никакими фразами его уже не успокоишь пока не поможешь справиться с ситуациeй, если требуется помощь.

У меня получалось не с первого раза.

 

5. Вопросы.

После чего начинаю выводить ребенка из детской позиции во взрослую, задавая вопросы. Раз ребенок кричит, значит есть причина. Задача попробовать выяснить причины. Это трудно. По крайней мере у меня случается "огурец мозга" когда ребенок кричит, работают родительские программы, а начать думать в такие моменты очень трудно, это серьезная работа над собой - не сорваться. Кто-то начинает кричать на детей в ответ, кто-то игнорирует - да, можно и так.

С детьми применимы все приемы техники общения (конкретизация, вербализация эмоций) и действуют те же правила с одним нюансом - они пока реагируют грамотно, еще не научились... Вопрос в том, готов ли я сам понять реакцию ребенка?

Используйте сократический диалог.

 

6. Отстаньте от детей. 

Они лучше знают, что им нужно, научитесь понимать их сигналы. Узнаете много интересного.

 

7. Если уходите - не убегайте. 

Скажите время, на которое покидаете ребенка, разлука переносится легче если обозначены границы.

 

8. Я, мне, меня. 

Обращаясь к ребенку, говорите про себя, можно употреблять местоимения Я, меня, мне. Употребляя местоимения Ты, тебе, тебя, получите результат обратно пропорциональный ожидаемому. 

Например, если ребенок плачет, гораздо проще сказать "Не плачь" или "Хватит уже", чем "Я тебя слышу. Я ничего не понимаю, когда слышу крик или плач. Мне неприятно. Я предлагаю взглянуть на ситуацию шире и подумать, что можно сделать в данной ситуации."

 

9. Выбор.

Предлагая, оставляйте выбор партнеру по общению. Чаще мы слышим "Иди сделай это", "Сделай так" или "Не делай это". Обращение "Можно сделать так" или "Можно сделать это" дает ребенку самому выбрать направление и алгоритм действий. Я удивился результатам.

 

10. Пример.

Покажите на своем примере, что вы хотите получить. Здесь важно понимать, а умею ли я сам это делать?

 

11. Похвала.

Хвалите за дела, поступки, конкретизируя за что именно.

 

12. Не кричите на Ваших детей.

 

Не кричите на Ваших детей» 
Татьяна Лихачева-Шафранова 

Умоляю вас: слышите, люди! 
Не кричите на ваших детей! 
Не надейтесь, пощады не будет: 
Горе взрослых берется оттуда- 
Из поломанных детских затей. 

Нежеланных, зачатых случайно, 
Нелюбимых, непрошенных глаз 
Не обманете вы. Ваша тайна, 
Эта явная, зримая "тайна" 
Будет тайною только для вас. 

За ошибки свои и ненастья 
Отвечайте, пожалуйста, сами. 
Отвечайте своими слезами, 
Лучезарного детского счастья 
Не касаясь больными руками! 

Умоляю вас горечью судеб 
И фальшивых страстей нелюбовью, 
Детским страхом, тревогой и болью 
Заклинаю вас: слышите, люди, 

 

Не кричите на ваших детей!

 

 

Все методы техники общения, законы логики, принципы амортизации, которые я изучал с помощью тренеров клуба, одинаково применимы с умом и для больших девочек и мальчиков. Повторюсь - это труд, легкой жизни не обещаю и для достижения результат потребуется время. Сосредоточтесь на процессе и результат вас приятно удивит.

Спасибо за внимание!

 

 

КРОСС-КЛУБ г. Красноярск

© Астафуров Сергей

(отзывы и вопросы можно направлять по адресу: astafurov.sergey@mail.ru)