Есть ли свобода?23 апреля 2012 | Просмотров: 6721 | Практика С.Катцина КРОСС-Красноярск
Есть ли свобода? «Дайте мне свободу!.. что я с ней делать буду?» В.Высоцкий
Эта статья написана по материалам работ Виктора Франкла. Его книга «Человек в поисках смысла» есть во многих электронных библиотеках. Во время чтения цикла лекций по Франклу на занятиях КРОСС-клуба, мы со слушателями выяснили, что смысл вездесущ: и ошибки имеют смысл, и страдание имеет смысл, и даже смерть имеет смысл, не говоря уже о более приятных вещах. Все дело в том, чтобы этот смысл уметь находить. Как думаете, дорогие мои читатели, есть какой-то общий, абстрактный смысл, который можно было бы в любой момент «достать из кармана» и предъявить себе и миру? Нет. Расхожие рассуждения о том, например, что каждый мужчина должен вырастить сына, посадить дерево и построить дом – не работают. Почему? Да потому, что упрощают и усредняют жизнь отдельного человека. Франклу принадлежит мысль о том, что «быть – значит, отличаться». Становясь «как все», человек уничтожает свою уникальность, а значит - и себя, низводя до безликого «винтика». Понятия не имею, был ли у Эйнштейна сын, построил ли он дом и как решал вопрос с деревьями. – Разве это имеет значение? Постановку вопроса о смысле «жизни вообще» Франкл сравнивает с вопросом, заданным чемпиону по шахматам: «Скажите, мастер, какой самый лучший ход в мире?» Можно ответить на такой вопрос? Просто не существует такой вещи как наилучший ход в отрыве от конкретной расстановки фигур, в отрыве от конкретной личности соперника. И в отрыве от моей личности как игрока. Смысл конкретен. А это значит, что в каждой ситуации у каждого человека есть свой собственный, уникальный смысл. В этом-то и сложность – все время приходится думать - а какой смысл я, и только я, могу извлечь из ситуации, в которой оказалась. Без тренированного мышления не обойтись. Пусть нет общего смысла, но есть три общих пути его поиска. Какие? В чем можно найти единственный, уникальный и неповторимый смысл? Прежде всего, в деле. То есть в создании чего-то. При этом важно не то, какое место занимает человек в профессиональной жизни, кем он работает. Гораздо важнее то, как он работает. Второй путь обнаружения смысла - это реализация ценностей переживания. Если вам приходилось переживать прилив нежности к другому человеку, чувство любви, или захватывало дух от восторга перед красотой природы, музыки, живописи или научного открытия, то вы согласитесь с тем, что в эти моменты ваша жизнь наполнена смыслом. И третий путь обнаружения смысла – это смысл отношения к чему-то, что со мной происходит. Дело в позиции или в установке, с которой я встречаю свою судьбу. Этот путь осуществления смысла Франкл ставит последним по приоритетности. Почему? Потому что его используют тогда, когда нет возможности реализовать первые два. Может возникнуть ситуация, когда человеку не остается ничего другого, как принять свою судьбу и нести свой крест. Пример мне подвернулся совершенно случайно в книге А.Марининой «Закон трех отрицаний». Ситуация такая. Беседуют муж и жена. Жена должна разрабатывать ногу после перелома, но ей очень больно это делать. Муж говорит: «Ты мало тренируешь ногу. Давай иди, нечего рассиживаться». Жена: «- Ты не оставляешь мне выбора, - с горечью констатировала она. – А как же моя свобода? - Напротив, Асенька, я предоставляю тебе полную свободу выбора. Вот смотри. Ты можешь пойти наверх по лестнице, потому что я тебе велю. В смысле – приказываю, а ты не смеешь ослушаться. Второе. Ты можешь пойти, потому что не хочешь со мной пререкаться и нарываться на скандал. Третье. Ты можешь пойти, потому что признаешь, что я всегда даю тебе правильные советы, и если я говорю, что надо идти, то идти действительно надо. Просто потому, что я умнее и опытнее. И наконец, ты можешь идти потому, что знаешь, что нога нуждается в постоянном тренинге, и чем больше ты будешь ее нагружать, тем быстрее поправишься. У тебя выбор из четырех вариантов, а ты говоришь – свободы нет! Вот она, свобода, выбирай – не хочу. - Ты хочешь сказать, что если не можешь выбрать действие, то всегда можешь выбрать мотивацию? Настя послушно поплелась к лестнице, повторяя про себя только что услышанное. Да, бывает, что ты не можешь выбирать, что тебе делать, потому что есть только один вариант и он тебе неприятен. Но ты всегда свободен выбрать именно тот мотив, который сделает такое неприятное и трудное действие если не легким, то, по крайней мере, приемлемым. Не существует угла, в который можно загнать. Потому что всегда есть выбор». Тот, кого волнуют вопросы поиска смысла, может самостоятельно почитать работы Франкла и его учеников или придти к нам на занятия. А в этой статье мы порассуждаем о свободе. Для начала о том, не иллюзия ли это? Возьмем отрывок, который я привела. Нога сломана и болит – может ли человек изменить этот факт? Не может. Тогда какая же это свобода, если мы не можем повлиять на обстоятельства? Франкл говорит так: «будучи профессором в двух областях, неврологии и психиатрии, я хорошо осознаю, до какой степени человек зависит от биологических и социальных условий. Но, кроме того, я еще человек, выживший в концентрационных лагерях, - и потому являюсь свидетелем того, до какой неожиданной степени человек способен бросить вызов самым тяжелым условиям, какие только можно себе представить. Фрейд однажды сказал: «Давайте попробуем поставить некоторое количество самых различных людей в одинаковые условия голода. С возрастанием голода все индивидуальные различия сотрутся и вместо них появится однообразное выражение неукротимого побуждения». В концентрационных лагерях, однако, истинным было противоположное. Люди стали более различными. Маски были сорваны с животных – и со святых. Голод был одним и тем же, но люди были различны». Человек не может выйти из рамок своей конкретной, единственной и неповторимой судьбы. Можем ли мы, например, выбирать своих родителей, время и место рождения? Нет, не можем. По словам Франкла, судьба подобна земле, к которой человек прикован силой тяжести. А теперь вопрос из области физики: можно ли ходить в невесомости? - В невесомости невозможно ходить. Наша судьба как земля, на которой мы стоим. Это трамплин для нашей свободы. Когда мы говорим, что человек свободен, это не значит, что он свободно парит в безвоздушном пространстве. Свобода тесно связана с судьбой. Они друг без друга не существуют. Основатель нашего КРОСС-клуба М. Е. Литвак по поводу судьбы говорит, что она у всех хорошая – стать собой, дорасти до самого себя. А как расти – есть выбор? Есть, и этот выбор мы постоянно делаем. Стол, на котором стоит сейчас мой компьютер, есть и останется таким, какой он есть, если я или кто-то другой не захочет его изменить (покрасить, например). А человек, который сидит за этим компьютером, каждый раз решают, что он сделает или не сделает в каждую секунду. Этим человек отличается от вещи. От выбора среди огромного количества возможностей человеку не уйти ни на один миг своей жизни. Он, однако, может делать вид, будто не имеет свободы выбора и принятия решений. Франкл приводит в пример анекдот про человека, который объясняет жене, насколько аморально современное человечество: «Сегодня, например, я нашел сумку. Ты думаешь, мне пришло в голову отдать ее в бюро находок?» Человек делает вид, будто он несвободен и не может решать, оставить сумку себе или попытаться вернуть. Но вернемся еще раз к примеру со сломанной ногой. Имеет ли значение, какой мотив мы выберем для того, чтобы превозмочь боль? На что это может повлиять? Франкл ссылается на результаты научных экспериментов, проводимых в Венской клинике: пациентам внушали под гипнозом то радостные, то грустные переживания. В этом состоянии брали у них кровь и проверяли ее на сопротивляемость бациллам тифа. Угадайте, сопротивляемость крови была выше в моменты радости или в моменты грустного настроения? Вы правы. Отношение человека прямо влияет на его здоровье и самочувствие. Человек в радостном настроении лучше сопротивляется болезни. Отношение имеет материальные последствия, которые можно измерить. Итак, хотя человек не свободен от условий, он свободен занять позицию по отношению к ним. И в результате он свободен, несмотря на зависимость – на условия, на силу притяжения и так далее. Франкл утверждает, что имунная система организма зависит от таких вещей, как жизненное мужество и жизненная усталость (например, по причине разочарования или обманутых надежд). Однажды лагерный врач рассказал: узники лагеря, где он работал, загорелись надеждой, что Рождество 1944 года они все будут встречать дома. Рождество наступило, но сводки с фронта были неутешительными. Что последовало за этим? Как вы думаете, количество смертей увеличилось или нет? Да. В течении недели после Рождества в этом лагере произошли массовые случаи смертей, чего раньше никогда не бывало, - даже при таких обстоятельствах, как резкие изменения погоды, или ухудшение питания, или инфекционные заболевания. Чего не хватало этим людям, если исходить из известной триады: - смирения, чтобы принять то, что не могу изменить? - или сил, чтобы изменить то, что могу? - или мудрости, чтобы отличать одно от другого? Я думаю, что смирения, и мудрости. Франкл говорит: важно различать, что находится во власти человека, а что – нет. Потому что если мы начинаем бороться с тем, за что не можем отвечать, то мы игнорируем смысл судьбы. Например, на наших психологических занятиях часто можно слышать обвинения, предъявляемые к родителям. И эти обвинения часто обоснованы. Но! - Повлиять как-то на то, что родители в прошлом сделали или не сделали для нас, мы можем? Нет, не можем. Но можем извлечь из этого смысл. Например, у одной из наших слушательниц были претензии к маме: не научила обращаться с мужчинами, не додала сексуальных навыков, из-за чего личная жизнь не клеится. Когда эти претензии были осмыслены, пошла учиться танцу живота. Ситуация улучшилась. Если я обнаруживаю какой-то смысл ситуации, то в моей воле решить – буду я его реализовывать или нет? - В моей. Франкл дает определение человека как существа, которое постоянно решает, кем он будет в следующий момент. Исходя из этого определения того, кто отказывается от свободы выбора можно назвать человеком или нет? Кто читал Эриха Фромма, тот помнит у него тезис про две ступени свободы: «свобода от» и «свобода для». Так вот по Франклю человек – это тот, кто обладает свободой для. Для чего же? - Для того, чтобы делать себя. А если мы свободны, то кто несет ответственность за наше будущее? Цитирую Франкла: «….есть что-то ужасающее в ответственности человека, но одновременно и что-то великолепное. Что ужасает? Знать, что каждое мгновение я несу ответственность за каждое решение, потому что оно является решением «навечно», то есть прошлое навсегда сохранит его. А что великолепно? Знать, что мое будущее зависит от меня, от моего решения в каждый момент». Я бы не стала преувеличивать ужас ответственности. Конечно, каждое принятое решение надежно сохраняется в прошлом. И если я совершила ошибку, то она в прошлом и останется. Но ведь многое зависит и от моего отношения к этой ошибке и к своему прошлому. Сам же Франкл и говорит, что и дурным поступкам (ошибкам) при правильном поведении можно придать определенный смысл. И если я отношусь к прошлому как к трамплину для своего роста, то положение мое будет не так уж ужасно. А по моему мнению, его можно назвать и хорошим. При одном условии: если я осмыслила свою ошибку и приобрела опыт. А приобрести мне опыт или предпочесть вместо этого проклинать себя и свою жизнь – это уже мой личный выбор. Желаю вам успехов в вашем выборе, дорогие мои читатели.
© Светлана Катцина
(отзывы и вопросы можно направлять по адресу: swasi@mail.ru) |