Самсон и Далила. статья Светланы Катциной

13 апреля 2017 | Просмотров: 5777 | Объявления
Клуб КРОСС Красноярск

 

         Любовная тягомотина во времена Ветхого завета

 Когда слышишь имя Самсон, то первое, что приходит на ум – это физическая мощь.              

 Сразиться голыми руками со львом и выйти победителем, разодрав царю зверей  пасть, это, конечно, сильно!        

 Однако  меня история жизни  Самсона привлекает другим:  она кажется мне подозрительно знакомой.    Тем, что чрезвычайно похожа на те истории, которые я слышу изо дня в день, консультируя клиентов.  Конечно, с некоторой поправкой на изменившиеся обычаи.  Но не такой уж существенной поправкой, учитывая, что сюжету примерно две с половиной тысячи лет.      

          Первоисточник информации о жизни Самсона – это книга СУдей Ветхого завета.  Книга Судей относится к историческим. В ней описан примерно четырехсотлетний отрезок истории народа Израиля, закончившего  свои скитания по пустыне и около  XII века  до н.э.   поселившегося в земле обетованной – Ханаане.  В те времена весь народ состоял из двенадцати племен,  управлявшихся  судьями.  Должность судьи не наследовалась, они избирались народом из числа наиболее авторитетных соплеменников.         Самсон как раз и был одним из таких судей.      

       Перед тем, как ему суждено было родиться, израильские племена находились под властью филистимлян. Как говорит Библия - за то, что они «продолжали делать злое перед очами Господа». Дело в том, что филистимляне к тому времени уже научились ковать железо, а израильтяне еще пользовались бронзовыми орудиями, то есть были недостаточно развиты.  И естественно, в сражениях они проигрывали.    

    Мать Самсона была замужем, но считала себя бесплодной, потому что после продолжительного брака детей у нее  не было. И вот однажды явился к ней Ангел Господень и сказал:  «вот ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына».  И пусть  «бритва не коснется головы его», то есть стричь ребенка не надо, потому что «от самого чрева младенец сей будет назорей Божий», (назорей – это посвященный) и «он начнет спасать Израиль от руки Филистимлян».   И еще он дал женщине рекомендацию, под которой подписались бы все современные врачи: «Берегись! Не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого».  Про вино всем понятно, а сикера – это крепкий алкогольный напиток невиноградного происхождения.        

        И вот родила женщина в положенный срок сына. Имя ему родители дали Самсон. По древнееврейски это означает «солнечный».        

      О взрослении Самсона Библия умалчивает до тех пор, пока не настала пора ему жениться.  Жену он себе присмотрел филистимлянку.  Как думаете, одобрили его отец  и мать этот выбор? – Правильно, не одобрили, они сказали ему: «разве нет женщин между дочерями братьев твоих?»   

         Но Самсон все же настоял на своем и родители уступили. Библия здесь утверждает, что на то была воля господа и что Самсон искал случая отомстить филистимлянам за угнетение Израиля.    

       А с биологической и психологической точки зрения выбор Самсона  закономерен  или нет? –  Закономерен.  В статье «Психология красоты» Михаил Литвак рассказывает о том, что человеку нравятся такие внешние качества, которых он лишен сам. Для выживания вида предпочтительнее смешение различных генетических свойств. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Самсона привлекла чужестранка.     

       Дальнейшие события  подтверждают как библейскую трактовку, так и психологическую. Вы в этом сами убедитесь, но вначале еще один эпизод.        По дороге в дом невесты  на Самсона напал лев, которого он разорвал голыми руками.  И никому об этом, даже отцу с матерью, не сказал. Видимо, не посчитал чем-то выдающимся.   А спустя несколько дней, проходя той же дорогой, он обнаружил среди  обглоданных дикими зверями костей убитого им льва  пчелиное гнездо с большим количеством меда. Так что он и сам полакомился,  и отнес угощение родителям.          

     По случаю свадьбы устроили родители невесты брачный пир и пригласили на него тридцать брачных друзей, как полагалось по обычаям того времени. А поскольку Самсон, согласно Библии, искал повод, чтобы  поссориться с филистимлянами, то он придумал побиться с ними об заклад, что за семь дней брачного пира они не разгадают загаданную им загадку.          Заклад был такой: если гости угадают, то Самсон им дает каждому по рубашке и  верхнему платью, а если не угадают – то он получает от каждого из тридцати по рубашке и верхнему платью.        А в качестве  загадки Самсон  использовал  историю с медом в остове убитого им льва.  Пирующим надо было догадаться, что означает его фраза: «из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Никто, конечно, не мог угадать, о чем речь. На это задиристый юноша и рассчитывал.  

          Однако гости, понимая, что проигрывают, подступили к невесте с угрозами: «выпытай у жениха разгадку и скажи нам. А не то сожжем мы дом отца твоего вместе с тобой. Разве затем вы пригласили нас на брачный пир, чтобы обобрать?»        Красавица  плакала пред Самсоном и говорила: ты ненавидишь меня и не любишь, а то бы сказал мне отгадку.  В конце концов, на седьмой день он не выдержал ее слез и открыл секрет.         И если ты, дорогой читатель, искушен в  психологии, то попробуй догадаться – выдала новобрачная тайну гостям или нет?         Да, конечно.  К заходу солнца седьмого дня пирующие сказали Самсону отгадку.  Он, разумеется, понял, от кого они узнали. Разгневался на них, но проигрыш  надо было оплачивать.   Незадачливый жених отправился в соседний город, устроил там драку с тридцатью  филистимлянами, убил их,  сорвал с них одежды, принес и отдал заклад.

         После этого, еще пылая  гневом и не желая общаться с нареченной, ушел он в дом отца своего.      Правильно он сделал, что не стал изливать гнев на невесту? Да, хоть она и выдала его секрет, но сначала-то кто ей его рассказал? Тут он повел себя так, как и полагается избраннику божьему - взял ответственность на себя.         

         Через несколько дней, когда гнев остыл, Самсон взял подарок – козленка и пошел в дом к новобрачной. Но у порога встретил ее отца, который сказал: «а я было  подумал, что ты возненавидел ее, и  выдал ее за одного из брачных гостей; можешь вместо нее взять младшую дочь, она красивее».  

        Но Самсон от такого предложения отказался.     Как вам кажется - почему? Можно с такими людьми связываться?  Надежные они?         

       В общем,  ушел Самсон из этого дома.  Но отправился не домой, для этого он был слишком разгневан.  И решил  выместить свое зло на филистимлянах. Поймал наш герой триста лисиц, привязал им к хвостам факелы, поджег и выпустил на поля филистимские. Сгорело все:  и копны, и несжатый хлеб, и виноградные сады, и масличные.       

         И спрашивали Филистимляне: кто это сделал? И отвечали им: «Самсон, зять одного из наших, ибо этот взял жену его и отдал другому. И пошли Филистимляне и сожгли огнем ее и отца ее». По всей видимости, они посчитали, что это смягчит гнев Самсона.        

       Самсон же, узнав о гибели несостоявшейся жены, разгневался еще больше и перебил поджигателей. Тогда филистимляне осадили народ иудейский в месте, где он жил, грозя уничтожить заложников, если они не   выдадут Самсона.  

        Три тысячи человек пошли из Иудеи в то место, где прятался  Самсон и сказали ему: «разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами?! Что это ты  сделал нам?!» Он сказал народу: «как они со мною поступили, так и я поступил с ними».     

        И снова я предлагаю тебе, дорогой читатель, догадаться, интересны людям были  его личные проблемы или свои собственные?     

        Как говорится, «своя рубашка ближе к телу».  Воевать с филистимлянами из-за Самсона в планы его единоплеменников не входило. И, как и следовало ожидать, переговорщики не приняли его оправданий. Они сказали ему: мы пришли связать тебя, чтобы отдать тебя в руки Филистимлянам.          

          Самсон и сам к тому моменту  понял, что ему придется свои личные дела улаживать самостоятельно, поэтому не стал взывать к их совести или просить милости.  В нем начала пробуждаться другая – не физическая сила. В нем заговорил голос разума и Самсон согласился с народом:  «ладно, вяжите,  но  поклянитесь мне, что вы не убьете меня».                  Люди ответили: «нет, мы только свяжем тебя и отдадим  в руки их, а умертвить не умертвим». И связали его двумя новыми (то есть прочными) веревками и отвели к филистимлянам.   Те закричали от радости, увидев связанного  Самсона.    Но тут веревки с его рук пали, как перегоревший лен, поднял он с земли валявшуюся тут же ослиную челюсть и давай бить ею по пытавшимся его схватить воинам.  Как свидетельствует Ветхий завет, перебил он этой челюстью тысячу человек.  Остальные почли за лучшее отступить.  В такой битве Самсону стало жарковато и он воззвал к Богу. И разверзлась тут земля  и забил из нее источник, чтобы Самсон напился.   

        После такого явного проявления божьего покровительства филистимляне оставили свою мысль схватить или убить Самсона.    Зная это, дорогой читатель, тебе легко ответить на вопрос:  могли они дальше жестоко притеснять народ Израиля, зная, какое мощное оружие в лице Самсона у него есть?           

        И стал Самсон, как повествует Ветхий завет, судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет. И если бы этим все и закончилось, то вряд ли память о Самсоне сохранилась бы до наших лет.     Но эта история  имеет интересное продолжение.  

        Через двадцать лет вдруг покинул Самсон свою землю и отравился в филистимский город Газу. Увидев на улице блудницу, вошел к ней. Жители Газы узнали, что у них в городе Самсон и решили напасть на него. Утром, когда он будет уходить от женщины. Но Самсон встал около полуночи, подошел к огромным городским воротам, запертым на ночь, выломал их вместе с запором и косяками и унес, выбросив по дороге на вершине какой-то горы. Напасть на него, разумеется, никто не посмел.          

      Ветхий завет умалчивает о том, почему вдруг Самсон после двадцати лет спокойной и почетной жизни в статусе правителя одного из племен, решил все бросить и отправиться в филистимский город.  Но мы с тобой, дорогой читатель, зная законы психологии, зная предшествующую историю Самсона, можем с огромной долей вероятности построить логичную гипотезу.  Просто ему, как человеку незаурядному, «назорею» (посвященному) за двадцать лет смертельно надоело делать одно и то же.  Я думаю, первое время, ему, конечно, было интересно управлять, потом, возможно, его удерживала привычка, чувство долга или еще что-то в этом роде. Но поскольку человек он был, как мы знаем, сильный во всех отношениях,  то бесконечно ни привычка, ни долг сдерживать его не могли.           

        Что сделал бы и что делает человек нашей подготовки (я имею ввиду своих коллег по школе Михаила Литвака), находясь в положении Самсона?   Отправляется  учиться, то есть повышает свой профессиональный уровень,  наращивает компетенцию. Например, Самсон мог бы поставить задачу  объединить под одной властью несколько племен, а то и весь народ, как это сделал немного позднее пророк Самуил.   

      Однако, по свидетельству Библии, Самсон выбрал другой путь: он влюбился….   Не правда ли, очень напоминает современные жизненные ситуации?  За две с половиной тысячи лет природа  человека мало изменилась. Самсон выбрал вариант поведения, который  Михдаил Литвак называет «ростом вниз».   Кто не помнит историю Самсона, но достаточно хорошо знаком с психологическими закономерностями, уже может себе представить, чем все закончится.   Избранница Самсона, как вы могли догадаться,  была из филистимлян, по имени  Далила.  Кто была эта женщина, Ветхий завет подробностей не сохранил, но по косвенным признакам – женщина далеко не низкого уровня.  Потому что впоследствии переговоры о том, чтобы она выдала Самсона, с ней вел не кто-нибудь, а сами владельцы Филистимские. Без посредников. И пообещали они ей плату за выдачу по 1100 сиклей серебра с каждого. Древняя история сохранила информацию о пяти филистимских городах – так что и владельцев филистимских, должно быть, было не меньше пяти.  Так что плата была солидная по тем временам – не менее 90 килограммов серебра.  Одна из художественных версий этой истории наделяет Далилу происхождением аж из царского рода.    

      Влюбившись, Самсон оставил свои дела  и поселился у Далилы.  Вот они, признаки «роста вниз», о котором было сказано выше. А еще больше написано в книгах Михаила Литвака.   

        И вот как-то возлюбленная у Самсона спрашивает: «скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?»    Силач ответил так: «если свяжут меня семью сырыми тетивАми, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди».       

        И принесли ей владельцы Филистимские семь сырых тетив, которые не засохли, и она, пока возлюбленный спал, связала его ими.  И разбудила его громким криком: «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Он разорвал тетивы, как разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь.       

       Умная женщина – она решила проверить, правду ли сказал ей Самсон. И ведь Самсон тоже умно поступил – он не открыл ей свою тайну, как первой жене.  Видимо, прошедшие годы научили его осторожности.      

     Но после того, что произошло, после того, как женщина, выспросив секрет его силы, попыталась им воспользоваться, что ему надо было сделать?  Уйти или остаться с ней?          Правильно - уйти, как он ушел когда-то со своего брачного пира.   Но он остался. И ты не будешь удивлен этому, дорогой читатель, если уже знаком с теорией жизненного сценария. Именно так и полагается  поступать людям, выбравшим «рост вниз». Теперь с каждым новым витком сценария  положение Самсона должно  становиться все хуже и хуже.         

       А теперь другой вопрос: а что Далила? Как думаете, она оставила свои попытки выведать тайну силы Самсона?    Нет, конечно.          Далила не только продолжила свои расспросы, она еще и обвинила возлюбленного в нечестности: «вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?»     И в полном соответствии со сценарием Самсон ответил: «если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочие люди».       

     Что сделала Далила? Взяла новые веревки и связала его и сказала ему: «Самсон! Филистимляне идут на тебя».  И сорвал он их с рук своих, как нитки.   И опять упрекала красавица Самсона: «все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде».   И прикрепила Далила волосы Самсона к ткальной  колоде, и сказала ему: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» Он пробудился от сна своего и  своими волосами выдернул колоду вместе с тканью.       И снова обвинила его Далила: «как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя». 

    Казалось бы: разве не очевидно должно быть для Самсона с его-то опытом противостояния филистимлянам, что упреки женщины – это манипуляция?  Почему он ведется на такой примитивный прием?  А прочти, пожалуйста, дорогой читатель, одну цитату из Ветхого завета и ответь себе на вопрос: любил ли Самсон Далилу или те отношения, которые между ними были, нельзя назвать любовью?   Вот эта цитата:   «И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти».       

     О чем речь? – Конечно, о зависимости.  Не любовь, а невротическая зависимость привязывала его к этой женщине.   Любовь не может тяготить "до смерти".  И Самсон открыл ей все сердце свое, и сказал ей: «бритва не касалась головы моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди».  Далила даже проверять его в этот раз не стала. Она  почувствовала, что он выдал ей правду. Позвала она владельцев Филистимских, сказав им: идите теперь. И пришли к ней владельцы Филистимские и принесли серебро.   И усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.     

      И снова она воскликнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» Он пробудился от сна своего, и сказал: «пойду, как и прежде, и освобожусь». А не знал, что Господь отступил от него.   Филистимляне схватили его и выкололи ему глаза, отвели его в город Газу и приковали в тюрьме к мельничному жернову, и там он молол зерно.     

       Очень мне нравится поэтическая образность Библии.   Когда ослеп Самсон: когда ему выкололи глаза или ещё раньше, когда он перестал видеть реальность, когда слепо шел на поводу у обманщицы, когда зависимость от другого человека затмила его разум? И не Господь отступил от него, а он сам от себя отступил, остановившись в своем росте.    

      А вот лишившись глаз, он начал прозревать умом. Как говорится в Ветхом завете, волосы на  его голове начали снова расти – сила к нему возвращалась. А уж физическая ли это сила или сила разума –  решайте сами.      

     Тем временем владельцы Филистимские  устроили народный праздник по случаю пленения Самсона.   И когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона, пусть он позабавит нас.  Привели Самсона в дом, где собрались все владельцы филистимские и еще много народа, даже на кровле дома собралось до трех тысяч мужчин и женщин, пришедших посмотреть на  Самсона.   

    И тогда ослепший Самсон понял, как он может исполнить свое предназначение, предсказанное ангелом господним его матери.  И сказал Самсон мальчику-поводырю: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним. Мальчик выполнил его просьбу. Самсон воззвал к Господу: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои.    И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою.И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.     

      На этом история Самсона заканчивается. И тебе решать дорогой читатель: сочтешь ли ты ее фантастической или, как и я, решишь, что изложена она психологически удивительно достоверно. И могла бы предостеречь от многого, захоти мы к ней прислушаться.    

 

Светлана Катцина