Одиссей (часть III). Статья Светланы Катциной

30 октября 2017 | Просмотров: 4628 | Практика

 

          В предыдущих статьях своего цикла об Одиссее я рассказывала о грубой ошибке героя, за которую он был наказан богами. Ошибка заключалась в тщеславии, побудившем героя поиздеваться над побежденным  врагом, а наказание – в  создании препятствий к возвращению на родину (ссылке).

         Известно, что эффективность наказания определяется тем, способствует ли оно исправлению наказанного. Как мог Одиссей доказать, что он исправился? - Продемонстрировав в своем поведении такое качество, как смирение.  Под смирением я подразумеваю умение быть в мире с собой, с другими и с окружающим, принимать существующую реальность без протеста и обиды.  Особо уточню, что «быть в мире с собой» предполагает трезвое видение и принятие самого себя – своих возможностей и своих ограничений.

          Как вы знаете, Одиссей прошел тяжелые испытания, прежде чем боги убедились, что смирили тщеславие героя. В итоге высшие покровители помогли ему вернуться на родной остров, причем с многочисленными подарками. 

          Кстати, я обратила внимание, что по представлениям древних боги  помогают только тому, кто себя хорошо зарекомендовал. По описанию Гомера в одной из битв Афина так поступила со своим любимцем:

«.... она Одиссею не вдруг даровала победу:

Бодрость царя и разумного сына его Телемаха

Строгому опыту прежде желая подвергнуть, богиня

Вдруг превратилась, взвилась к потолку и на черной от дыма

Там перекладине легкою сизою ласточкой села»[i].

          И сидела себе спокойненько, пока ее подопечный демонстрировал чудеса мужества и выносливости.

          Надо признать, что в таком отношении богов есть глубокий смысл. Хорошо узнать себя, свои ресурсы и свои ограничения можно каким образом? – Только на практике.  Думаю, вы согласитесь с тем, что Одиссей все испытания проходил на пределе своих возможностей. Древние мудрецы считали, что человек – единственное существо, пределы которого заранее, до опыта, точно неизвестны. То есть он не имеет заранее заданной меры. «Человек сам – мера всех вещей», - говорил философ Протагор.  Стало быть,  узнать эту свою меру можно только одним способом -  исследования своих ресурсов опытным путем.   Побочный эффект: когда человек действует на пределе своих возможностей – это всегда красиво.  Видимо, в этом секрет притягательности приключений Одиссея для человечества на протяжении почти трех тысяч лет.

            К моменту своего возвращения в Итаку Одиссей достаточно хорошо узнал себя, узнал мир, выработал качество, которое мы обозначили как  смирение. Но, может быть, главное испытание ждало его дома.  Так сказать, «выпускной экзамен».

            К тому времени Одиссей отсутствовал в стране, царем которой он был, уже двадцать лет. И как вы думаете, могло ли там остаться все по-прежнему?

           Конечно, нет.   А спрашиваю я потому, что в моей практике клиенты часто формулируют запрос так: «вернуть все, как было». Особенно в любовных отношениях. Это реально?

           Нет.  Но в эту ловушку «иллюзии стабильности» попадают даже очень умные люди. Например, в нее попал главнокомандующий всего ахейского войска царь Агамемнон  - начальник Одиссея в ходе троянской войны.

          По окончании войны Агамемнон, в отличие от нашего скитальца, быстро и без приключений вернулся домой. Но дело в том, что за десять лет войны многое в его царстве изменилось. Жена - царица Клитемнестра вступила в связь с его двоюродным братом Эгисфом, который занял трон. Поэтому почти сразу по возвращении великий воин Агамемнон был убит.  А ведь пророчица Кассандра предупреждала Агамемнона об опасности. Но он оказался слеп к реальности.  Уповал на стабильность, на  то, что дома  всё  по-прежнему. 

          Одиссей, в отличие от своего бывшего предводителя, был, а скорее,  стал за время своих приключений, более реалистичен (и более смирЕн, исходя из нашего определения этого понятия).   Вернувшись домой, он уже не кричал во весь голос, что он 

«Одиссей, городов разрушитель...

Сын… Лаэрта, имеющий дом на Итаке скалистой».        

          Напротив, вначале Одиссей прибыл на свой родной остров тайно. Цель его конспирации, думаю, вам понятна. Он понимал, что за годы отсутствия, скорее всего, утратил свой статус и свое имущество. И готов был приложить усилия для их возвращения.

          А как вы думаете, какую роль он себе выбрал, чтобы провести разведку как можно лучше? – Конечно, самую непрезентабельную.  Он переоделся в ветхие лохмотья и загримировался под нищего. А почему? – А нищего попрошайку воспринимают всерьез?  - Нет.  Заносчивые и тщеславные относятся к нему пренебрежительно и оттого не считают нужным скрывать свои чувства. А, стало быть, такая роль - очень хороший способ узнать, кто чего стоит и что от человека можно ожидать. При одном условии: если  у тебя достаточно смирения, чтобы справиться с ролью.  

         Легко?

         Сошлюсь опять на свою практику: предлагаешь человеку технику психологического айкидо, а он начинает возмущаться: «как это так – меня называют дураком, а я буду соглашаться тем, что я дурак?!», «Да так и остальные в это поверят!», «Почему я должен унижаться?!» и так далее, и тому подобное.  Что важнее такому человеку: казаться или быть?  Очевидно, что он хочет выглядеть умным, а не быть им. И объяснить, что если тебя назвали дураком, то ты им еще не стал,  удается далеко не всегда.

           Легче всего иллюстрировать на личном опыте. Так, у меня  всплывают в памяти недоуменные вопросы и скептические усмешки теперь уже бывших коллег по службе, когда они узнавали, что я всерьез увлеклась психологией. "Разве нормальный человек будет тратить время и деньги на такое дурацкое занятие, когда престижная должность открывает перед ним более очевидные перспективы?" - читалось в их взглядах, - "видимо,  с ней что-то не так, либо просто причуды".    К счастью, я уже имела достаточную психологическую подготовку, чтобы радоваться такому пренебрежению.  «Чему тут радоваться?», - спросите вы.  А всё просто: при таком отношении никто не будет совать мне палки в колеса.  "Странность" моего увлечения в глазах окружающих обеспечивает мне ту свободу, которую при  жестких ограничениях службы иным способом достичь  почти  невозможно.    Оставайся я такой же тщеславной, как в начале своего обращения к психологии, как бы меня оскорбляли усмешки коллег! Сколько переживаний и связанных с ними ошибок я бы допустила!  Да и мой доход был бы значительно меньше. Зато выглядела бы "умной".

          У Одиссея ко времени его возвращения в Итаку подобных заморочек, как вы понимаете, уже не было. Поэтому он блестяще справился с задачей, игнорируя издевательства,  тычки  и даже удары, прилетавшие ему, воину и царю,  в роли нищего.

           Итак, что же показала  Одиссею разведка?  Власть в его  доме захватила шайка богатых представителей знатных родов. Эти люди с утра до ночи пируют и развлекаются в его палатах в качестве незваных гостей и принуждают его жену Пенелопу к замужеству, что позволит им претендовать на статус нового царя. Его сын и законный наследник Телемах, хотя и вырос, но не имеет достаточного опыта и военной закалки, чтобы защитить мать и свой дом.  К тому же он сам под угрозой – женихи матери уже покушались на его жизнь один раз и готовятся сделать это снова.

            А как думаете, сколько было тех женихов, против которых предстояло выступить Одиссею?  - Не десять  и не двадцать. А (по Гомеру) 116 человек, если считать вместе с их слугами. Плюс к этому у женихов были подкупленные агенты в доме, среди рабов и рабынь.

        Согласно нравам того времени, оставлять в живых хотя бы одного из противников было смертельно опасно.  Поэтому можете  представить себе масштаб и сложность  задачи, которая стояла перед Одиссеем…  Можно было  решить эту задачу только с помощью физической силы и ловкости, без применения интеллекта?  Я думаю, что нет.

         Давайте  посмотрим, как он ее решал.

         Первое, что ему нужно было сделать – это выяснить расстановку сил: кто его поддержит, а кто выступит против.  И первый, к кому он обратился за помощью и открыл свое настоящее имя был его сын Телемах. Причем до этого Одиссей с ним побеседовал из роли нищего и выяснил его отношение к «отсутствующему» отцу.

         Телемах полагал, что отец затеял безнадежное дело, что с такой превосходящей силой им двоим не справиться, а помощников у них нет. Тем не менее сам он был готов помогать отцу.  По двум причинам: во-первых, он знал, что женихи все равно покушаются на его жизнь и рано или поздно их покушение удастся; а, во-вторых, ему уже было невыносимо терпеть от них унижение в своем доме и он готов был лучше погибнуть, чем продолжать страдать.

          Из подданных  царю Одиссею остались  верны  лишь двое пастухов и старуха-няня, няньчившая его еще ребенком. 

           Следующим шагом героя был осмотр места предстоящего сражения для того, чтобы наметить план боя.

           И в этот момент его смирение подверглось решающему испытанию.  Одиссея осыпали ругательствами: и «грязный бесстыдный бродяга», и «бездельник – столов обиратель», который «таскаясь по миру, хлебом чужим набивает ненасытный желудок». Его пинали, швыряли в него посуду и даже каменные скамейки. Каково было прославленному своей отвагой воину,  сдерживать гнев в такой ситуации? 

Он успокаивал себя словами:

«... я довольно в жизни ударов сносил; и швыряемо было многим в меня; мне терпеть не учиться; немало видал я бурь и сражений; пусть будет и ныне со мной, что угодно...».

          Но в душе у него все равно, конечно, кипело. Любопытно, как Гомер описывает переживания своего героя. 

         Когда спустилась ночь и всё угомонилось, Одиссей долго не мог уснуть. 

«...Одиссей, женихам истребление в мыслях готовя,

Глаз не смыкая, лежал. В ворота, он увидел, служанки,

Жившие в тайной любви с женихами, толпой побежали,

С хохотом громким, болтая, шумя и крича непристойно.

Вся его внутренность пламенем гнева зажглась несказанным.

Долго не знал он, колеблясь рассудком и сердцем, что делать, -

Встать ли, и вслед за бесстыдными бросившись, всех умертвить их?

Или остаться, дав волю в последний им раз с женихами

Свидеться?

Сердце же злилось его; как рычит, ощетинившись,

Злобная сука, щеняток своих защищая, когда их

Кто незнакомый берет, и за них покусаться готовясь,

Так на бесстыдниц его раздраженное сердце роптало».

          Как Одиссей пытался справиться со своими эмоциями?  Он обратился к своему прежнему опыту:

«В грудь он ударил себя и сказал раздраженному сердцу:

«Сердце, смирись; ты гнуснейшее вытерпеть силу имело

В логе циклопа, в то время, когда пожирал беспощадно

Спутников он злополучных моих, - и терпенье рассудку

Выход из страшной пещеры для нас, погибавших, открыло»».

         Такой внутренний разговор с самим собой ему отчасти помог, «милое сердце ему покорилось».  Но чтобы окончательно успокоиться и уснуть ему все же, со слов Гомера, понадобился сеанс психотерапии. А кто был психологом для верующих людей в то время? – Боги, конечно.  

       Покровительница Одиссея богиня Афина спустилась к  изголовью постели и провела с ним  беседу по всем психотерапевтическим нормам.  После этого он погрузился в успокоительный сон.   Сон освежил его, придал сил и на следующий день Одиссею достало и мужества, и стойкости, чтобы одержать  победу в битве с превосходящими силами противника.

       А чтобы эта победа не показалась вам какой-то фантастической, расскажу о тех приемах, с помощью которых Одиссей  нейтрализовал перевес сил противника.  Действия профессионала всегда интересно наблюдать.

      Во-первых, Одиссей ограничил пространство битвы пиршественной палатой.  Для этого он запер ограду дома, приказал старухе-няне запереть в своих покоях всех слуг и служанок и собрать в своих руках  ключи.  Кроме того, он раздобыл ключи и запер саму палату, где проходила трапеза.

       Во-вторых, Одиссей сделал так, чтобы дальнобойное оружие (луки и копья) из всех присутствующих оказалось только у него. Для этого он под надуманным предлогом вынес из зала висящие на стенах копья и щиты. А  после  подстроил состязания среди женихов на тему: кто из них сможет натянуть старый Одиссеев лук. Когда никто из пирующих так и не смог, потому что лук был слишком тугой, оружие по сговору с Телемахом, попало ему – нищему - в руки.  Якобы для того, чтобы дать «бедняге» попробовать свои силы.

        В-третьих, первой своей жертвой он избрал кого, как вы думаете?  - Лидера группы, самого буйного из всех женихов - Антиноя. А за ним – еще нескольких вожаков.  Оставшись без предводителей, остальные растерялись. Когда они поняли, что перед ними сам царь Одиссей, который полон решимости расправиться с ними, «ужас расстроил их чувства, начали бегать они, ошалев,  как коровы, когда их… густо осыплют на пажити слепни сердитые».  Вот еще для чего Одиссею нужна была разведка – для выявления  неформальных лидеров с целью дальнейшей нейтрализации. Как видите, он умело использовал управленческие приемы.

          В-четвертых, Одиссей в полной мере использовал эффект неожиданности. Даже после того, как его стрела убила Антиноя, пирующие подумали, что жалкий нищий случайно попал в грудь их вожаку.  Пока до противников дошло, что происходит, союзники Одиссея – Телемах и два друга-пастуха, которые были наготове, успели вооружиться,  занять выгодную позицию и принялись метать копья.

         Я уже упоминала выше, что уповать только на покровительство богов – занятие бесперспективное. Основную работу все равно приходится делать самому. А для этого надо нарабатывать соответствующие личностные и профессиональные качества.  Самому или с помощью специалистов.

         Но Вы, конечно, можете мне не поверить или посчитать это слишком трудной для себя задачей. Что ж, убеждать Вас в обратном мне незачем…  В любом случае спасибо за проявленное к моим статьям внимание.          

 

Автор: Светлана Катцина          

 

 

 

 

 



[i] Здесь и далее цитируется по Гомер «Одиссея» (в пер. В.В. Вересаева)